28 марта 2014
Что о PR должен знать руководитель компании, готовящей стартап
Что нужно знать про PR руководителю компании, которая готовит явить миру свой стартап? Многие даже спрашивают себя, а нужно пиарить новый проект или нет. Рассмотрим, что поможет максимально эффективно продвинуть стартап в массы.
Почему у руководителей есть сомнение в том, что PR не эффективен? Дело в том, что многие предприниматели руководят небольшими компаниями, в которых есть всего один профессионал, занимающийся пиаром на постоянной основе. А зачастую в индивидуальном бизнесе нет и такого, поэтому все вопросы продвижения тяжким бременем ложатся на плечи самого предпринимателя. Если же к этому добавить отсутствие возможности нанять PR-специалиста со стороны, выходит, что стратегию продвижения нужно придумывать самостоятельно, и руководитель принимает совершенно неверное решение в пользу полного отказа от пиара стартапа.
Какой же должна быть стратегия, при отсутствии возможности нанять профессионала? Для этого понадобится ответить на несколько вопросов. Эти ответы помогут определить цель проекта и его будущую аудиторию.
Какова аудитория?
Аудиторию всегда следует рассматривать не только ту, которая является конечным пользователем продвигаемого проекта. Однако не стоит смешивать всех в общую кучу: пользователи должны быть осведомлены о проекте в свете его главного предназначения, а потенциальные партнеры должны получить исчерпывающую информации о финансовой его привлекательности.
Поэтому цели у проекта могут быть главные и второстепенные. Главные цели приведут к завоеванию рынка, а второстепенные привлекут внимание инвесторов. И на каждую цель есть свой канал продвижения. И здесь все просто – нужно знать, какими способами можно донести свои идеи до аудитории проекта, т.е. продумать, где люди, которых стартап заинтересует, могут получить сведения о продукте.
Где продвигать?
Каналов продвижения может быть множество. Это Google Adwords, Бегун, Яндекс.Директ, e-mail рассылка, собственный сайт, социальные сети, СМИ и другие варианты.
В каком виде продвигать?
Как только с целями и аудиторией определились, подбираем под каждую группу потенциальных пользователей и партнеров свой список мероприятий, осуществив которые можно будет ожидать отдачу от пиара. Здесь также нужно поставить перед собой задачи добиться определенного успеха, а также определить, в течение какого времени планируется прийти к намеченным результатам. Это позволит отслеживать динамику движения к цели.
Таким образом, каждый сегмент аудитории должен получить о новом продукте такое сообщение, созданное специально для него: с учетом его возможной заинтересованности в продукте. Приведем пример: один и тот же стартап может быть полезен большой массе людей, но чтобы продвинуть его, мы будем журналистам рассказывать о продукте, как о новинке; чиновникам – как о полезном проекте для города; инвесторам – как о рентабельных инвестициях и так далее. Даже если проект очень сложен для понимания, информация о нем должна дойти до всех в том ракурсе, в котором группам аудитории интересно было бы о нем узнать.
И несколько слов о неоправданных ожиданиях от PR. Никогда не нужно обманывать публику. Не следует преподносить аудитории пользователей не совсем доработанный проект, потому как запущенный механизм пиара может привлечь внимание, но плохой сервис или другие недоработки в одночасье разрушат имидж компании. И конечно, нужно отказаться от того, чтобы стартап пиарился для публики, которой он совершенно не интересен.
Если у вас все еще нет PR-специалиста, главный совет таков: развивайте свой проект и рассказывайте о нем – качественный продукт обязательно начнет продвигать сам себя.